Статьи
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Очерки/Отчеты/Рецензии

Владивостокский рок. На рубеже веков
Давайте поговорим о Владивостокской музыке, а точнее о той ее части, что именуется популярной. Краткое слово "рок" давайте (пока) оставим в покое, как и рассуждения с ним связанные: был ли он здесь, есть, а если нет, то куда делся. Умные люди минувших времен уже продемонстрировали несостоятельность и самого термина "рок-музыка", здраво обосновав, что есть "рок" и есть "музыка". А именитые и не очень в прошлом рок-деятели, тоже избегают своего именно РОК-прошлого как огня.
 
Как уже не мною было сказано, "каждый народ обладает тем рок-н-роллом, которого заслуживает". В свое время некий безвременно сваливший отсюда андеграундный "апостол" сравнил Владивосток с болотом. Другой добавил: "Это не ситуация, - это карма. Все хотели, и никто не смог… Стабильность нашего зачаточного состояния поражает своей грандиозностью, это сон великана, который вдруг перестал расти…" ну и так далее.
Да, да, конечно же, хорошо. Так и что ж теперь музыкой (или роком, кому что милее) и заниматься теперь не стоит?
 
Да, "местных синдромов и антициклонов в городе, увы, не наблюдалось". Да, здесь "не будет ни Питерских революций, ни Московского интеллектуализма, ни Свердловской музыки". Хотя с последним утверждением можно поспорить.

Да, отсутствие информационной изоляции с одной стороны не позволило создать что-то свое уникальное (как в том же Магадане, например). Но зато способствовало усвоению богатой палитры музыкальных течений от ритм-н-блюза и психоделического арт-рока до новой волны и "тяжелого металла" (это 80-е). Нынче эта палитра несколько беднее, но это связано, скорее, с сужением спектра гитарных стилей (там) и дороговизной электронных инструментов (здесь). Сэмплер нынче не дешев.

Можно выделить и основную направленность местной музыки подобного толка - она, безусловно, лирическая; приплюсуйте сюда мифологию и атрибутику портового города и добавьте претензию на заумь (или тупость) той или иной степени глубины.
 
Потому-то самыми известными (и, если хотите, "основными") группами в 80-е здесь были ДЕПЕША, ТРЕТЬЯ СТРАЖА. МУМИ ТРОЛЛЬ (АЛЕКСАНДР ДЕМИН, несмотря на тогдашнюю злободневность и экзистенциальность, тоже вполне лиричен), позже эту линию продолжили МАМИН УГОЛ и ТАНЦУЮЩИЙ КРЫЖОВНИК, АССНОВА, FADE, ну и на данный момент ОВОД, ЛЮБОВЬ (эта пара групп - приезжие, но своим творчеством они подтвердили местную атмосферу на все 100), ОЛЕСЯ и вездесущий ТАНДЕМ, конечно же. Панка, в сибирском понимании этого слова, здесь не было (КОБА не в счет, Ник, с чьей подачи она возникла, был иногородним), а все остальное, что делалось с оглядкой на эпатаж (припанкованное буги СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ, САНЭПИДСТАНЦИИ или же гаражный рок-н-ролл ТУМАННОГО СТОНА) все равно выглядело лиричным (акустический АСТЕРОИД Б-612) даже если было мрачным по настроению (пост-панки с баяном СЕДЬМОЙ ПРОХОЖИЙ) или опиралось на городской фольклор (ансамбль элементарного попса АТАС) или, уже позже, на пацанскую эстетику (ИВАН ПАНФИLOVE). Оговорюсь еще раз: все вышеперечисленное являет собой общую тенденцию, mainstream, то, что у всех на виду (или было таковым), прочие же, типа бывших КЛАДИ или ДЖИГА ПОДОЖДЕТ или нынешних (скажем, МУХОМОР) общую направленность, хоть отчасти, все равно реализуют. А единичные исключения (СЕДЬМЫЕ ВОРОТА АДА, АЛЮМИНИЕВАЯ МЫСЛЬ, ПРИПАДОК ГУМБЕРТА и прочие претендовавшие- претендующие на панк маргиналы) вроде индустриального БИОПСИХОЗа лишь подтверждают правило.
 
На фоне нынешней MTV-зации всей страны, коммерческого подъема хип-хопа и почивающих на лаврах персонажей Влад-попа (термин сей столь же спорен, сколь и расплывчат) очень трудно разглядеть на местной сцене что-то новое и действительно интересное. Фестиваль "Пацифик", открыто декларировшийся как "ежемесячный (!) фестиваль молодых (!!) независимых групп", давно выродился в коммерческий балаган, работающий с одними и теми же персонажами, по давно накатанному сценарию (последующие изменения вывески на "Все свободны!" и т.п. внутренней коммерческой сути мероприятия не изменили) и позабывший свои же изначальные некоммерческие (были "Пацифики" на открытой уличной площадке на Спортвной Гавани, кто помнит) декларации. Именно поэтому тихо прошедший (будем надеяться, ПОКА единственный раз) в мае фестиваль "Новое Лажовое" - событие в жизни города весьма и весьма неоднозначное. Правда, он был все-таки замечен - местной молодежной газетой NEO, ограничившейся коротким отрицательным комментарием, в первую очередь из-за случившегося там инцидента с баллончиком и начисто проигнорировавшей положительную (да и музыкальную) сторону этого однодневного фестиваля.
 
Да, раньше концерты были местом, где не только можно было послушать актуальную (и не очень) музыку, найти круг общения, но и поймать дух единства, чувство приобщения к чему-то глубокому и повсеместному, тот самый vibe, который старательно пытались ловить на сейшенах в 80-е, на open air parties в начале 90-х, а сейчас - в различных объединениях, клубах, общинах и просто в своих маленьких теплых компаниях.
 
Конечно, о современных фестивалях речь в таком ключе вести весьма и весьма затруднительно. Но. Фестивали (или назовите это концертом) подобные "Новому Лажовому" хороши уже тем, что формируют (оказывают культурное влияние на) культурную жизнь (пусть только в рамках города) и, отчасти, предвосхищают ее. Ведь какая-то часть, пусть минимальная, играющих на таких сейшенах, рано или поздно сменит тех, кто сейчас "на топе". Не важно, что масштаб (опять-таки, город) невелик. Главное - процесс. Подобные акции позволяют показать себя "на люди" тем, кто еще, может быть, слишком молод и неопытен, но уже МОГ БЫ, да только не пускают - непрофессионал. К тому же здесь можно делать первые прогнозы, что ожидает городскую музыкальную сцену в недалеком будущем. Конечно, основная масса выступающих здесь людей в дальнейшем завяжет с музыкой. А посему, как хорошо, что нашлись люди, позволившие проявить себя этим молодым (в большинстве) парням, пока их никем не ангажированная музыка (или "музыка") не утратила свой нерв. Да только ради этого НОВЫЕ ЛАЖОВЫЕ стоит продолжать.
 
Как и всякий подобного рода фестиваль, "Новое Лажовое" оставил после себя неоднородные впечатления. Далее я буду излагать только свои. Естественно, субъективные. Поэтому тем, кто был там лично, написанное ниже вряд ли будет интересно - просто оно сработает либо на подтверждение эмоциональной реакции читающего, либо на ее отрицание. И только.
 
Первое, что хочется отметить из предложенной фестивальной программы - многочисленность поп-фракции (3 группы из 9, если ТАНДЕМ не считать). Склонен полагать, что основной причиной является стремление наших "подвальных" музыкантов поскорее вписаться в шоу-биз. "А вдруг заметят, поднимут, раскрутят". Это ни плохо, ни хорошо. Это факт.
 
Дело даже не в том, что АМБА была не сыграна (басист почти не играл, а девушка на клавишах лишь создавала фон, двигая по ним пальцами; единственный, кто четко отыграл свое- drum-машина), АДАМС удручающе зануден (очередные претенденты на место ТАНДЕМа в девичьих сердцах, только вот с мелодиями плоховато и текста не трогают- банальны), а ВИНИЛ, напротив, были чудо как хороши (мелодичны- сыграны, плюс две девушки в составе: одна приятно голосит, вторая не менее приятно играет на гитаре, к тому же им пришлось открывать фестиваль-задача не из легких). Удручает то, как эти люди изо всех сил своих стремятся стать похожими на всю эту "веселую" тусовку МУМИЙ и им по музыке подобных.
 
Второе, что бросается в глаза, так это наличие приверженцев " стараго добраго хард-року". На фоне различных новомодностей люди, исповедующие неактуальный ныне хард, действительно выделяются, правда, выглядят при этом ископаемыми бронтозаврами. Сейчас удивить кого-то подобной музыкой крайне нелегко. Поэтому остается уповать на что- нибудь другое. На гибкость пальцев, например. Как ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС. (Басист играть отказался; в итоге две гитары и барабанщик, на третьей их вещи оказавшейся голосистым: фронтмэн - волосатый дядечка лет под 40 с залысинами долго елозил пальцами по струнам. Им была не важна публика. Они играли не в зал, а для себя. Главное было- писануться на сцене. " Смотрите, во как я умею, и так, и эдак. А вам слабо?". Благополучно отпилив три вещи, они удалились, не вызвав почти никакой реакции в зале и не оставшись посмотреть на тех, кто следом).
 
Другая группа из хард-роковой обоймы ТАЙная ГАрмония выглядела гораздо привлекательнее и, что важно, у них был достаточно различим текст (на русском языке).(Конечно, это была заслуга вокалирующего "Фила" Гапонова, который будучи безусловно обаятельным и подвижным на сцене персонажем, способен вытянуть собой даже самое тусклое музыкальное сопровождение. Люди ТАЙГИ в музыке не новички и их игра негативных впечатлений не оставила, но похвалить их, окромя как за "Фила", вроде бы и не за что).
 
Гораздо интереснее всего вышесказанного было наблюдать как усваиваются на местной почве (относительно) новые гитарные веяния. Именно в "альтернативной" чати фестиваля нового и лажового, естественно, и было более всего. Впрочем, не это важно; хард-кор не предполагает виртуозного владения инструментом, поэтому все игравшие "были в стиле".
 
Вероятно, именно молодость вынуждает группу SPRAY слишком уж явно играть в NIRVANA. (Кобэйновый имидж солиста выдавал музыкальные пристрастия этих парней с головой. Но зачем? Не лучше ли (да и проще) быть самим собой? На фиг чужая личина, ведь есть же свое такое милое родимое лицо. Даже если так, то Кобэйн песни про героин сочинял, а не про Cannabis. Что ж так мелко? Подумаешь, травка. Пошло как-то. Вот герик, это да).
 
А самая скандальная и отвязная группа фестиваля ПЕЙОТЫ С 11 продемонстрировала, что очень-очень внимательно смотрит MTV и вдохновляется KORN, PANTERA, RED HOT CHILLIE PEPPERS и LIMP BIZKIT. Даже одну песню последних исполнила. Почти один в один. (Не имело значения, что сыро- несыграно и рэп на два голоса был столь быстр, что сливался с гитарами в единый гул. Это надо было видеть, а не слушать. Главное- подача. Главное- это слетевшие после второй песни штаны бас-гитариста и ,с легким опозданием, у одного из вокалирующих. Здесь нелишне будет вспомнить, что основной посыл хард-кора-искренность его исполнителя. В общем, если энергия из тебя прет настолько мощным потоком, что штаны не выдерживают- это понятно. А если вы перед выходом на сцену договариваетесь после какой песни у кого эти самые штаны упадут… Неестественно это, НЕНАСТОЯЩЕ!!! И если отвязносмелый бас-гитарист еще мог прикрытвать свои гениталии инструментом, то второму вокалисту и прикрыться то было нечем, разве что шнуром от микрофона. И мальчик засмущался: все больше жопой к залу или боком, чтобы левое бедро промежность загораживало. Ты, друг, коли уж груздем назвался, дык не говори, что не дюж. И бутылку пустую в зал лучше не кидать, сами знаете какая нынче публика. Попадете в голову какому-нибудь восторженному почитателю вашего творчества -- сами без головы останетесь.) И все же ПЕЙОТЫ-одно из светлых пятен в программе фестиваля. Хороши тем, что ни на кого не похожи (из местных), что пытаются играть более- менее современное (для гитарного рока). Вперед, парни. Только больше честности перед публикой и самими собой, да и…собственно песен побольше.
 
Совершенно приятное впечатление оставил после себя АММИАК, сразу заявивший "Долой мелодизм, долой профессионализм, да здравствуют громкость и драйв" (Как это ни странно, они были достаточно мелодичны в рамках избранного ими альтернативного звучания. Про таких говорят; " просто и со вкусом". Логичным завершением выглядел устроенный музыкантами на сцене легкий бардак. И главное, это дураковаляние под конец было простым и естественным, а потому выглядело вполне убедительно, в отличие от вымученной попытки сотворить нечто подобное у SPRAY.) Радует и то, что своим выступлением (имиджем, музыкой, текстом) АММИАК продемонстрировали трезвое отношение к окружающей их жизни.
 
Чего не скажешь про последнюю из молодых новолажовых (на самом деле последним, но не молодым был ТАНДЕМ) групп - одиозный коллектив ANTI-SECURITY. (Поведение Германа на сцене было преисполнено излишнего самолюбования (Вот Я какой! Слухайте- глядите!) и совершенно глупо воспринимались его же пафосные обращения к охране не трогать "тусовку хардкоровцев" у сцены и обещание закончить выступление, если кого-то вдруг свинтят. Конечно же это был понт - охранник был всего один и находился у лестницы на входе, где продавали билеты и этих пламенных Германовых речеизлияний, естественно, не слышал. Все выступление ANTI-SECURITY выглядело как одна большая Германова самовлюбленная поза. Также неясно для чего было вытаскивать на сцену бас-гитариста (на этот раз в штанах) дружественных ПЕЙОТОВ с отключенным инструментом. Этот человек даже не пытался делать вид, что играет - просто стоял и лениво теребил пальчиком одну струну, в то время как порталы выдували в зал скоростной сэмплированный басовый долбеж. Все это вместе взятое начисто зачеркнуло их, в общем-то, драйвовую музыку.)
После Германа и Ко перед почтеннейшей публикой и проявился ТАНДЕМ, подготовленный организаторами фестиваля в качестве десертного завершения и основной приманки для фанатствующих девочек. Про ТАНДЕМ надо сказать особо. После всего за вечер увиденного и услышанного стало понятно, что они тут вообще не к месту. Похоже, они и сами это почувствовали. Перед выступлением Олег Чубыкин высказался в духе "хороший фестиваль. Все оттягиваются, мы же отрабатываем свои деньги. Можете не апплодировать - за все уже заплачено". Подобная честность делает им честь, только выглядела она на тот момент как-то тухло, словно вялая попытка оправдаться перед той средой, откуда когда-то вышли сами. Было очевидно, что ТАНДЕМ совсем по другую сторону баррикад, чем те, кто играл до них. Он слишком долго мозолил глаза и уши все это время, он был явно не отсюда и поэтому ТАНДЕМу пришлось отыгрывать свои деньги в обстановке почти всеобщей неприязни. Играли они, конечно, как и всегда на уровне: плотный звук, мелодии, внятнопроизносимый текст. После первой песни, кто-то из их друзей, желая подбодрить, крикнул: "ТАНДЕМ! Молодцы! Покажите этим новым пидорасам!" (орфография, как услышано). Фраза эта возымела действие, скорее на "тусовку хардкоровцев", чем на тех, кому предназначалась.
 
"Хардкоровцы" на какое-то время вышли из зала, потом вернулись и из созданной ими у сцены толпы обрызгали слезоточивым газом из баллончика Иванова и Чубыкина, после чего быстро отхлынули обратно. После этого события ТАНДЕМ могли бы не играть, но, к их чести будет сказано, отыграли получасовую программу до конца. И текста их, как "СЛИШКОМ ПОЗДНО И ВЕСЬ МИР ПРОТИВ НАС" в контексте ситуации приобрели совершенно другой смысл. Героический, но с оттенком обреченности…
Комментировать происшедшее, на мой взгляд, излишне. Это извечное "противостояние" underground--mainstream существовало издавна и будет существовать дальше. Просто организаторам стоило повнимательней отнестись к вопросам охраны и подумать кого с кем вставлять в одну программу (или кого после кого: если бы перед ТАНДЕМом играл бы тот же АДАМС вероятность появления зловещего баллончика была бы значительно ниже).
Автор вышенаписанного отдает себе отчет в том, что он субъективен, а также не располагает достаточной информацией о жизни подобной музыки в городе Владивостоке. Ведь окромя вышеупомянутых, есть масса людей, сидящих по своим "точкам" в подвалах, на чердаках, на квартирах, у которых либо нет возможности широко светиться (АЗБУКА МОРЗЕ, ОСТРОЖЕЩИНА), либо по своим соображениям они не желают этого делать (ТРИ Х, например). Я уж не говорю про местную тяжелую сцену (ДИОНИС, ЧЕРНЫЙ МАРШАЛ ВОЗМЕЗДИЯ - в глуби веков, МОРТИРА, EXTHAUST, STRANGERS, DIZZY LIZZY - чуть ближе, ныне TODESGEIST, CERBER, KEEN, VORTEX и боеспособная молодежь LOST SILENCE) и тихо-тихо нарождающуюся электронную (МАГЕЛЛАН, РАДИОТЕЛЕСКОП - это из известных) - это все отдельные песни. Плюс еще масса коллективов с замечательными названиями, не исключено, что обломки или параллельные проекты кого-то из вышеназванных.
 
Все это жонглирование названиями призвано показать, что (поп-) музыкальная палитра города гораздо богаче, чем это представляют Пацифик Промоушенс (толкающая из года в год пяток одних и тех же имен) или же возведший в культ профессиональную гибкость пальцев клуб BSB. (Хочу заметить, что площадка клуба "Водолей" была гораздо демократичнее и терпимее к молодым командам, ее традиции и пытался продолжить Вячик Елисеев в Матросском клубе - 3, кстати, зря прекратил).
 
Очень, очень хочется надеяться, что обозначившееся Новое Лажовое не загнется в самом своем начале. Несмотря на всеобщий нынешний упадок, подобные фестивали необходимы. Неважно, что много слушателей они не соберут, деньги на них не сделать, пусть будут камерными - те, кому надо (а таковые всегда будут) обязательно придут, а играть, сами видите, есть кому. Не надо останавливаться. Go, Johnny, go! Go! Удачи Вам и подобным Вам в деле расшевеливания местной неофициальной культуры.
 
"Стадия" (Владивосток)


Источник: http://www.7stranger.ru/26.htm
Категория: Очерки/Отчеты/Рецензии | Добавил: RNR_DV (25.02.2011) | Автор: RNR DV
Просмотров: 722 | Теги: радиотелескоп, бастард, Тандем, карамазофф байк, lost silence, седьмой прохожий, магеллан, bsb, anti-security, иван панфилов | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Истории групп [5]
и[X] Rock [2]
Интервью [9]
Истории в печати [5]
Очерки/Отчеты/Рецензии [13]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024