Артем, как ты дошел до такой жизни? С чего все началось? Помню, мне кто-то из старой гвардии находкинского рока рассказывал, что где-то в конце 90-х ты подходил на концертах к тогдашним знаменитым драммерам и просил их показать тебе какие-то приемы. Так ли это? Расскажи о том периоде, первых уроках, и кто оказал на тебя влияние.
Началось всё так, как начинается, наверное, у многих. Сначала ты слушаешь музыку, потом начинаешь подражать внешне, а потом пытаешься что-то воспроизвести. Вот и я, сперва заинтересовался творчеством METALLICA и HELLOWEEN, потом стал отпускать хаер, носить всякие нелепые вещи, а потом с пацанами из находкинской тусовки решили собрать панк банду. Мне тогда сказали, чтоя буду барабанщиком. Я стал всматриваться в игру Ульриха (барабанщик гр. METALLICA – ред.), вешать дома постеры с барабанами. Я это называю «доской визуализации». Впервые что-то выстукивать я стал на ведрах, в деревне, где у меня родители живут. Это было громко, я тогда не одно ведро сломал. А на барабанах первые потуги были уже на квартире Васи Шевчука (нынешний басист ZEROKARMA), это в 1997 году по-моему происходило.
Самое сильное влияние, как драммер, на меня оказал Думяра! (Александр Doom Склянкин, лидер группы ZEROKARMA, до этого барабанщик группы PROPAGANDA – ред.) То, что он играл в PROPAGANDA, вдохновляет меня до сих пор! Серёжа Garsia Сorps (Сергей Танагозов, барабанщик групп ВИЙ, ПОБЕГ, М.У.М.У. – ред.) тоже. Я наблюдал за его игрой, он играл просто, но стабильно. Барабанщик UNORTHODOX, Вова "Крыша" Ходырев, тоже прикольно играл, как мне тогда казалось. Игорь из CATAPULTAH. Даже гитарист UNORTHODOX Крюгер, с которым я потом играл, оказал на меня определенное влияние, научив меня ритмам из CARCASS и TIAMAT, которые он сам умел играть на барабанах.
Первый урок состаялся, где-то через год после того, как я пытылся сам освоить инструмент. Я договорился с вышеупомянутым Вовой из UNORTHODOX, который посадил меня за барабаны и сказал: «Играй вот этот ритм, он называется «MOTORHEAD». Короче, я просто зря потратил время, ибо чувак понятия не имел, как учить.
Я развивался всегда сам. Правда была одна тема, которая меня очень заинтересовала – это исполнение двоек руками. Помню в PROPAGANDA их столько было напихано! Поэтому пришлось подкатить к Алику и спросить: «Как ты это играешь, КАК?!» Он мне "по воздуху" показал эту технику, сказав, что сам толком не знает как. Такое вот объяснение я получил. Короче я год где-то потратил, прежде чем научиться их играть. Эта техника была моей навязчивой идеей!
Позже году в 2002 г. в находкинское муз. училище приехал чувак из штатов Jason Baker, преподавать историю джаза и фортепиано. Он закончил Baerklee College of Music по классу ударных. Я случайно про него узнал, ну и практически заставил заниматься со мной. Желание было такое, что языковой барьер не имел значения. Как учитель он был не очень, так как не было никакой системы, но хватанул я у него прилично. 95% занятий было по технике рук. От него я узнал про другую технику исполнения двоек, про основные рудименты, афро ритмы и т.д. Короче много из этого я показываю своим ученикам.Занимался я с ним месяцев 8 в целом. Спасибо, Jason! Сегодня мои основные учителя – это видеошколы.
А ученики – это житейская необходимость или реальное желание передавать знания и опыт?
Изначально это была житейская необходимость. Затем мне это стало даже нравиться, в первую очередь из-за того, что объясняя другим некоторые вещи, я переосмысливал их сам. Получилось так, что я сам технически подрос, давая уроки. Парадокс, но факт!
Кто-то задавал мне интересные вопросы, на которые я искал ответ в интернете и потом, переработав, отвечал, показывал, рассказывал... Но самое главное, я придумал собственную систему занятий и упражнений, как для начинающих, так и для уже "профи". Как показала практика, часто "профи" не всё могут исполнить из курса для начинающих. В основном это касается Hi-Hat тарелки. С хэтом у меня есть набор элементарнейших ритмов, которые развивают координацию 4 точек. Но многие сразу набрасываются на двойную педаль, пытаются увеличивать скорость, забывая про музыкальность и базовую координацию, и в итоге все звучит как хлам.
Спустя 2,5 года, я разочаровался в преподавательской деятельности. Причина заключалась в том, что многие ученики очень быстро гасли или уставали, не знаю. Приходили на уроки неготовыми, без энтузиазма, какие-то вялые, иногда даже без палочек. Были, конечно, те кто продолжал стремиться, но и они в итоге сдувались. Поэтому я решил с этим делом завязать. Сейчас занимаюсь всего с двумя людьми, которые убедили меня в том, что с ними я должен продолжать свою деятельность. И пока они меня радуют прогрессом и, главное, своей зинтересованностью!
Музыка – твой основной доход или все-таки вспомогательный? Какая основная профессия?
Музыка – это и хобби и главная, единственная работа. У меня есть основной коллектив ZABRISKIE POINT, потом еще два проекта с этим же составом, но с разными вокалистами, две метал-банды ZEROKARMA и GREYDER, которые функционируют очень редко. Кроме этого сессионно работаю в студии Сергея Таранова, а также занимаюсь с парой учеников. Что ещё нужно, чтобы встретить старость? А по образованию я "менеджер организации", но это всё настолько не моё, что даже думать об этом не хочется!
Группа ZABRISKIE POINT
Насколько я знаю, ты семейный человек. Как удается находить «золотую середину» между семьей и музыкой? Рок требует много времени, которое приходится проводить вне семьи, это не напрягает тебя или твою вторую половину?
Компромиссы приходится находить, и это трудно. Женщине надо уделять внимание, но и занятиям (работе) не меньше! С этим у меня трудности, поэтому страдает либо техника, либо любимая. Но мне повезло, так как моя половина сама музыкант, она барабанщица. У неё свой коллектив, на который она тоже тратит много времени, являясь ещё и его руководителем. Так же она играет на пианино, и гитаре, и иногда помогает мне с нотами, программирует в музыкальном редакторе какой-нибудь ритм, например. В общем, поддерживает меня, насколько хватает у неё терпения.
А тебе не кажется, что компромисс как таковой противоречит самой идеологии рок-н-ролла? Еще Кинчев пел - компромисс не для нас?
Компромисс противоречит самой идеологии рок-н-ролла? Правда? Но я же не рок-н-рольщик, а просто барабанщик и моей барабанной идеологии это не противоречит. Без компромиссов не будет правильного баланса в моей жизни. Кинчев? Кто это?
Без ложной скромности можно сказать, что сегодня ты один из лучших драммеров в регионе. А сам ты себя считаешь способным, талантливым или гениальным? И что значит быть гениальным в твоем понимании?
Я лишь согласен с тем, что достиг определенного, относительно невысокого уровня и могу что-то изобразить. Но, к одним из лучших я себя причислять не стану! В Приморье полно отличных барабанщиков, у которых есть свой индивидуальный почерк. И я бы не стал применять понятие лучший-худший. Музыкант, достигший определенного уровня, так или иначе, индивидуален. Индивидуальность игры музыканта и есть его уровень. Говорят, что гениальность - это 99% пота и 1% таланта. Каким бы талантливым человек не был, без труда его талант не получит никакого развития.
В какой местной команде был самый интересный опыт? И где было играть скучнее всего?
Самый интересный опыт, наверно, был в моей первой кавер-команде LOVE SPECIAL. До этого я играл заученные барабанные партии, а в этом коллективе мне пришлось играть не только выученные формы, но и часто "лепить горбатого", играя сходу, недоученные до конца песни, импровизации отдельно или внутри тем, какие-то коды, которые придумывались на ходу. Причем все должно было быть в лучшем виде, потому что проект был коммерческим, и на тебе всегда была определенная ответственность, особенно в официальных обстановках.
Группа LOVE SPECIAL
Помимо этого мне пришлось играть танцевальные биты, не тупо поток 16-х на хэте, а со смещением акцентов, управляя хэтом как бы "перкуссионно". Это совершенно другое ощущение пульса внутри и передача его в музыку, в зал…
Приходилось копировать какие-то запрограммированные танцевальные ритмы. Кроме того у этой группы была программа "поспокойней", где нужно было играть ритмы Bossa Nova, Latin, свинговать, насколько хватало техники. Короче была возможность применить как раз те знания, которые в меня вложил Jason. Я мог использовать формы, которые разучивал для себя и никогда не играл в рок или метал бандах. Это было очень интересно. Кроме этого, учитывая, что остальные участники были с музыкальным образованием, я получил кучу бесценного опыта, которым во всю сейчас пользуюсь.
В каждой группе я получал определенный опыт и знания. Каждый композитор или музыкант, с которым тебе приходится работать, хочет слышать в своем творчестве какие-то присущие только его индивидуальному вкусу вещи, с которыми до этого ты не сталкивался. Поэтому нет ни одной команды, в которой мне было не интересно играть. Были люди в командах, с которыми не хотелось бы больше иметь дел.
Единственное, от какого стиля я устал – это разный брутал метал. Достала эта долбежка однообразных бласт-битов. Я стал ощущать, что это очень тупой, ограничений и однообразный стиль. Во всяком случае я пока так думаю, может через год буду думать иначе.
То есть на твой взгляд, брутальный музон ограничивает?
Ограничивает именно меня. Кто-то всю жизнь играет такое и радуется этому. Возможно в тур с такой группой я бы поехал или работал бы с ними. Но если ты играешь такое во Владе, то дальше чем в «BSB» или какой-нибудь «Палладе» выступать не будешь. Причем для 20 пьяных металлистов, которые скажут круто, даже если инструменты не настроены и музыканты не попадают друг в друга весь концерт.
У нас с FUCK SHIT UP, например, контракт с одной компанией. Еще в 2005 году эта контора, напечатала кучу наших дисков, с клевой полиграфией и т.д. Они рассылали их по всему миру. В итоге мы получили много хороших рецензий и отзывов, в том числе из-за бугра, и гору наших дисков в качестве гонорара. И что толку? Нам писали, приезжайте, за свой счет и без всяких гарантий. Это максимум, что удалось выжать, находясь здесь, и играя такую музыку.
Я общался с чуваками из московской группы KATALEPSY. Они отлично знают FSU. Говорили, что нам нужно ехать в Москву, так как нас знают все брутальщики в той части России. Я спросил, а как у них самих обстоят дела, думал они из тура не вылазят. Но оказалось, что они все где-то работают, и почти все, что зарабатывают, вкладывают в репы, в запись и в то, чтобы что-то есть во время этих туров. Вот она реальность российских брутал команд! Причем это одна из самых популярных групп, насколько я знаю.
Но главное в том, что я разочаровался в местных потребителях такой музыки и промоутерах. Про потребителей я уже сказал. А что касается промоутеров, то их уровень профессионализма оставляет желать лучшего. Вечные проблемы с саунд чеками, постоянные споры за гонорар, про райдерные вещи я вообще молчу. Иногда даже нет гримёрок, вместо этого тебе говорят переодеваться за звукорежиссерским пультом. Бред! Я работал с "другими" командами, посмотрел, как все должно быть, и могу сравнивать. В плане прослушивания брутал музона, ничего такого вообще не слушаю, так как неинтересно.
С кем из западных звезд довелось поиграть и самое яркое впечатление от такого опыта?
В этот Новый год довелось делать программу с двойником Rod’a Stewart’a. Чувак, англичанин, живет в Лас Вегасе, участвует там в каких-то шоу двойников. Я отработал с ним несколько концертов. Было весело, он мэн позитивный, интересно подавал материал: плясал, бегал, забавно прыгал по сцене. Записал с нами видео демку, увез к себе. Его промоутер сказал, что с нами у него получилось самое лучшее демо. Так что прокачали!!! А ярким впечатлением было то, что, опять же, мы толком не разучивали материал, и играли какие-то свои формы оригинальных песен. У нас была одна репитиция днем, а вечером уже надо было работать. Причем я играл часть песен со своим составом ZABRISKIE POINT, а второе отделение с другими музыкантами, с которыми я даже не репетировал этот материал. Они запрограмировали барабаны в секвенсоре, и я играл поверх, дублируя ритмы песен, которых я никогда не слышал. Клавишник дирижировал, где вступить, где закончить, где сделать паузу. Благо этот "Stewart” оказался музыкальным парнем, и мог где надо сориентироваться, если что-то было не так.
Я так понял, что амплуа сессионного музыканта тебя вполне устраивает. А как же амбиции стать великим рок музыкантом, играть в великой группе?
Да, такое амплуа меня вполне устраивает. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что, находясь здесь, грезить о том, чтобы стать рок звездой – полная чушь, да и возраст уже не тот. Можно конечно, как некоторые, сказать, что они тут уже всего достигли, все выжали, и поехать за счастьем в Москву. В итоге, смешаться там с массой людей, среди которых и своих специалистов хватает, как мне кажется. Но флаг им в руки и удачи, конечно же! Мне же нравится Приморский край, мне нравится то, чем я тут занимаюсь, нравится, что нет особой конкуренции, что немаловажно. Здесь у меня любимая работа, любимые люди. Поэтому амбиций стать великим музыкантом у меня нет, да, наверное, и не было никогда, как бы скучно и занудно это не звучало! Лет в 16 мне хотелось развиться по максимуму на местном уровне, вот такая мечта у меня была.
Получается, что стремление добиться успеха, находясь в провинции, заведомо обречено на провал?
Я так не считаю. У каждого есть шанс достичь своей цели. Все зависит от того, как ты составишь "бизнес план по достяжению своей мечты" и твоей готовности трудится над ним каждый день!
С ИВАНОМ ПАНФИЛОВЫМ
Если твой коллектив или ты сам, как музыкант стал популярен на местом уровне и чего-то по-настоящему стоишь, то о тебе обязательно узнают и что-то предложат. Остальное дело за твоим решением – остаться здесь или уехать, и удачей конечно. Самый яркий пример – ZEROKARMA. Если бы Алик принял предложения, которые ему делали и уехал в «центра», вероятно сейчас бы мы созерцали его группу на каком-нибудь Вакене или Dynamo Open Air. Или ROMAN RAIN, который уехал со своим материалом и сейчас в представлении не нуждается. Или отличный барабанщик Пётр Якимец, который уехал и сейчас играет в группе, о которой всю жизнь мечтал. И это далеко не все примеры. Так что все реально! Все зависит от твоих целей.
Но есть и такие, имена называть не буду, кто играет уже 15 лет везде и всюду, у кого амбиций через край, еле-еле записывают свои поделки в студии, при этом грезят Москвой, но прикладывают минимум усилий, и в итоге остаются даже без элементарных рецензий. Над своей мечтой, надо работать, трудиться в поте лица, каждый день думать об этом, визуализировать, и тогда все осуществимо! В общем, ничего нового, каждый сам это прекрасно понимает.
Твое определение рок-н-ролла?
Рок-н-ролл для меня это свобода! Свобода в профессии, в творчестве, в востребованности в музыкальном сообществе, в гастролях.
Ты веришь в Бога?
Да, верю. Но я не религиозный человек. Просто есть вера в то, что все неслучайно, что все подчинено определенной силе, от которой человек оторван, живя на Земле, как капля воды от океана, которая обязательно в него вернется, с определенной информацией, хорошей или плохой.
У тебя растет сын, какие знания, опыт ты бы хотел ему передать, от каких ошибок уберечь?
Я бы хотел, чтобы мой сын понимал, что его поступки, поведение, отношение к другим людям и мысли, отражаются в зеркале окружающего мира. Какие мы, такой и мир вокруг нас. Надеюсь, когда он подрастет, он будет пользоваться этим знанием! Хочется, чтобы он был гораздо умней и мудрее, чем я во многих поступках. Но это уже отдельная тема...
Ты счастливый человек?
Конечно, я счастливый человек! Все, что я по-настоящему хотел, и о чем мечтал, сегодня у меня есть! Мне не нужны миллионы, автомобили или супер дома, об этом я ни когда не мечтал, хотя и не отказался бы конечно. Может это странно звучит, но я очень скромен в своих "материальных" запросах! Для меня главное быть в гармонии с собой, со своей душой, чтобы меня ничего не беспокоило и не угнетало, а самое важное это любовь моих близких, их любовь ко мне и моя к ним! В этом и есть моё счастье! Чего и вам от чистого сердца желаю!
(с) RNR DV 2011
|