Нильс Бор и Борода о Бобе Марли с Бородой
Хотя не все об этом догадываются, в городе Южно-Сахалинске все люди разные. Одни любят суши, другие – водку, одни носят шорты, другие – нет, одни сидят на трубах, а другие – сами понимаете. А музыка нашего таинственного острова, однако, всегда отличалась особой аборигенской суровостью, что бы это для вас ни значило. Музыка у нас в основном пацанская, с дрожью отбойного молотка и нотками правды-матки.
А еще у нас на острове есть Борода. Конечно, некоторые захотят показать свою просвещенность и начнут мутить воду всякими именами и фамилиями, но я на это останусь нем, как рыба. Борода – это Борода. Он из тех, кто слушает солнечную музыку, более относящуюся к кокосам (прошу не путать), тропикам и соблазнительным мулаткам. Но не подумайте, что речь идет об этаком вегане в лепестках. По его словам, он один раз чуть не сожрал крокодила, но было это в очень труднодоступном районе, изобилующем черными автоматчиками, корявыми агавами и горьким какао.
Есть, знаете, люди, для которых день рождения Боба Марли – это как день Победы, тем более, что им абсолютное одинаковое количество лет (Марли и Победе). Кроме того, в Боба Марли стреляли, и Боб Марли по жизни тусил с пролетариатом. Все это делает его похожим на ямайского Ленина. А еще Боба Марли сближает с нами то, что за день до него родился и сам Борода. Правда, совсем в другом году.
В связи с чем уже который год мой товарищ двигает это дело в Южно-Сахалинске. Сначала это были вечера, где просто крутили аутентичное музло, а потом туда подтянулись и живые музыканты. 8 февраля 2010 года, именем Третьей Кингстонской Революции, в «Хамелеоне» была проведена акция «Bob Marley 65 Years Edition», для которой он еще пригласил и наш коллектив «Белки Джа», они же «Нильс Бор» (а чего, раз моя статья, имею право и себя не забыть, так все пацаны делают).
Мы здраво колбаснулись в этот юбилей. Сыграли кучу вариаций русских и нерусских вещей под регги и ска. Бацнули обработки Цоя, Майка, Летова, БГ, самого Марли, что-то свое и еще каких-то иностранцев. Есть у нас еще чувак Дада Ай, который читает регги-импровизации. Иногда мы выползаем сним поджемить, короче, он тоже был. Потом его, правда, решили в Хам не пускать, но это не относится к нашему выступлению. Борода все это приправил музлом от The Wailers, UB-40, Markscheider Kunst, Jah Cure и прочих, прочих.
Ну, короче, что все я, да я. Пусть теперь и он сам расскажет. Я его попросил отдельно написать.
Рассказывает Борода:
«Началось всё в году 1990-м или 91-м, точно не помню. Приятель, звали его Денис, в то время учился в Питере. И вот, как-то приезжая на каникулы, он привез с собой на Сахалин кассетку.
Как сейчас помню - на одной стороне был записан Eddy Grant (выходец с Кубы, в последствии живший на Ямайке – этакая смесь регги, рока и прочей карибской), а на другой стороне был Боб Марли (причем запись была ограничена 45 минутами – вместимостью одной стороны кассеты). В последствие я узнал, что это был сборник "Legend”, выпущенный фирмой Island. Фирму эту возглавлял человек по имени Блеквелл, который собственно и вывез Марли в Америку и раскрутил его там.
Марли тогда меня серьезно зацепил. В то время я увлекался так называемой «альтернативой». Причем увлекался серьезно и по чесноку. Информации о музыке было мало, никаких Интернетов. Основные источники – журналы типа «Экзотика», радио и ТВ – та же самая «Экзотика», «Росмузимпорт» и т.д. То, что Марли играл регги – об этом я узнал довольно-таки быстро, но вот информации о нем и об этом регги доставать приходилось буквально по крупицам.
На регги я не зацикливался, но и из виду я его не выпускал. Потихоньку коллекция пополнялась BLACK UHURU, UB-40, PETER TOSH и другими регги-людьми, которые в то время были на слуху. Потом узнал о существовании SKA, DUBа. Прочитал культовую ямайскую сагу «Корни травы» (по мотивам легендарного фильма «The Harder They Come» - с которого началось шествие регги по всему миру). Прочитал Андрея Горохова «Музпросвет». Появился Интернет. Ну, и пошло-поехало. Коллекция ямайской музыки и информация по ней прибавлялась с каждым днем. На стыке 90-х и 00-х вел передачу о музыке на радио «Сахалин». При всяком удобном случае крутил в эфире регги и дабообразную музыку. Затем немного подиджеил по клубам.
И вот тут-то захотелось подарить людям, открыть для них регги, вывести эту чудесную музыку на большую акустику. В феврале 2005 г. на день рождения Боба Марли (6 февраля) провел на Сахалине первую Reggae Party. Действо это состоялось в «Хамелеоне». Пол засыпали опилками – имитация пляжа (подсказал Глеб), зал украсили растафарианскими флагами и агитационными растафарианскими плакатами и прочей красно-желто-зеленой символикой. Получилось липовато-театрально, но зато по-ямайски. Играл я один – крутил музыку с CD на ди-джейской станции. Итог превзошел все ожидания. Народ танцевал, куражился, пил и сиял.
Летом 2005 г. в «Земляничных холмах» на 6 августа (день независимости Ямайки) сделал вторую ямайскую вечеринку. Зал поменьше, но зато народу оказалось побольше. В «Холмах» тогда менеджерил Пророк, через него и сделал вечеринку. Накачали полторы сотни красно-желто-зеленых воздушных шаров, развесили по стенам русско-растафарианский словарь (чтобы публика общалась между собой на языке расты) и прочую растафарианскую политинформацию – и… вдарил регги-дабом часов так на пять-шесть.
С тех пор в феврале (примерно на 6-е число) ежегодно делаем Джамейка-пати. В разные годы выступали разные люди, кто крутил пластинки, кто рагга-вокалистил. В последние два года на вечеринке играют живые музыканты (спасибо «Детям Джа» и «Белкам Джа»). Сочетание живой и пластиночной музыки придало новые искры в огонь регги-пати. Кстати, и сам диапазон музыки стал шире – стало звучать русское регги, ска, ска-панк, все возможные производные от регги и даба, карибская музыка. Как-то поили народ ямайским пуншем (сами варили). Поднимали флаг Ямайки под ямайский гимн.
Кстати, флаг я привез с самой Ямайки. Оказался там в 2005/06 годах. Не мог удержаться, поехал за корнями. Корней не нашел (их там просто не осталось), зато побывал в деревне, где родился Боб Марли, а также на его могиле, застал кусок ежегодного регги-фестиваля – повибрировал под регги на закате солнца и привез много музыки. Сьездить туда непременно стоит – чертовски красивый остров, правда люди там ленивые, но зато кухня офигеть, и конечно из любого бара, ресторанчика, такси звучит регги.»
На этом пока все. Удачи на светофорах.
Фото Настасья Колесниченко |